Искусство неандертальцев: расширение границ человеческой креативности

0
32

Долгое время способность к созданию искусства считалась определяющей чертой нашего вида, Homo sapiens. Открытие древних наскальных рисунков в Европе периода Верхнего палеолита (45 000–12 000 лет назад) укрепило это представление. Но что же насчет неандертальцев, наших ближайших вымерших родственников, которые жили вместе с нами в Евразии примерно с 400 000 до 40 000 лет назад? Были ли они способны на художественное выражение?

Хотя первоначально считалось, что у неандертальцев нет когнитивной сложности для искусства, последние открытия рисуют другую картину. Сейчас мы знаем, что они всё же создавали искусство, хотя не в форме сложных изображений животных или людей, как те, которые были найдены в пещерах Homo sapiens. Вместо этого произведения искусства неандертальцев в основном состоят из отпечатков рук, получаемых продуванием пигмента на руки, штрихов пальцами (отпечатки, оставленные пальцами, прижимавшимися к мягким поверхностям), и геометрических отметок.

Доказательства неандертальского искусства постоянно накапливаются.
Несколько пещер в Испании – Ла-Пасега, Мальтравиесо и Ардалес – содержат примеры линейных знаков, геометрических фигур, отпечатков рук и следов рук, созданных с помощью пигментов. Другим примечательным местом является пещера Ла-Рош-Котар в Франции, где неандертальцы оставили на стенах пещеры разнообразные линии и формы путём штрихов пальцами. К этому растущему массиву доказательств добавляется еще одно открытие: глубоко внутри пещеры Бруникель на юго-западе Франции исследователи обнаружили необычное расположение: неандертальцы сознательно отламывали сталактиты до одинаковой длины и построили овальную стену из них. Затем они разводили костры поверх этой конструкции. Это необычное сооружение, напоминающее современные арт-инсталляции, бросает вызов общепринятым представлениям о поведении неандертальцев.

Датирование искусства: важная задача

Определение точного возраста палеолитического наскального искусства, однако, notoriously difficult and often contentious among archaeologists — чрезвычайно затруднительно и часто вызывает споры среди археологов. Хотя стилистические сравнения с датированными предметами могут дать приблизительные оценки, подтверждение абсолютного возраста этих произведений искусства требует более строгих методов.

К счастью, прогресс в методах датирования предоставил важные сведения. Один метод основан на углях для пигментации которых можно провести радиоуглеродный анализ, чтобы определить время смерти дерева, из которого был изготовлен уголь. Однако не все черные пигменты производятся из углей; многие получаются из минералов, таких как марганец, что делает их недоступными для этой техники. Еще одним ограничением является то, что возраст угля не обязательно соответствует точной дате, когда он использовался в качестве пигмента в произведении искусства.

Второй метод фокусируется на известняковых потоках (сталактитах и сталагмитах), которые образуются со временем, создавая слой над произведением искусства. Измеряя распад урана в торий внутри этих образований, ученые могут установить минимальный возраст лежащего ниже искусства. Эта техника сыграла ключевую роль в доказательстве того, что отпечатки рук, точки и цветовые штрихи, найденные в упомянутых испанских пещерах, имеют возраст не менее 64 000 лет. Что самое важное, это на 22 000 лет опережает приход Homo sapiens в Иберию.

Значение искусства неандертальцев

Датировка этих артефактов, совмещённая с постоянным присутствием орудий среднего палеолита (типичных для неандертальцев) во всех трёх пещерах, в сильной степени указывает на то, что неандертальцы были создателями этого древнего искусства.

Хотя точный смысл и назначение этих отметок остаются открытыми для интерпретации, они бросают вызов устаревшим стереотипам о неандертальцах как исключительно грубых «пещерных людях». Эти доказательства указывают на более глубокий уровень когнитивной сложности и символического выражения в их культуре. Это предполагает наличие у них осознания себя в окружающей среде и, возможно, даже взаимодействия с абстрактными идеями или воображаемыми мирами.

Дальнейшие открытия в ближайшие годы обещают пролить еще больше света на этот захватывающий аспект поведения неандертальцев, в конечном итоге обогащая наше понимание сложного переплетения эволюции человека и истоков творчества.

Попередня статтяРазгадывая секреты пустыни: Как одно растение открывает путь к созданию жаростойких культур
Наступна статтяНаследие Джеймса Уотсона: открытие ДНК и омрачённое окончание